1 апреля 2019 года на ресурсах московского метал-бара Model T появился пост о последнем месяце работы заведения. Большинство (в том числе и автор) восприняло это как первоапрельскую шутку, но скоро стало ясно, что это правда. Позже о своем закрытии в конце апреля объявил бар «Свобода». Так у нас появился повод вспомнить все пространства, с которыми нам удалось выстроить сотрудничество. Кто из них отправился в рай для клубов, а кто еще продолжает выживать? Так же мы попробуем поделиться личным опытом и предположениями о данном бизнесе в целом.
С момента появления CSBR, 30 октября 2011 года, мы провели более 200 мероприятий. Имели свою площадку (Gig house), были и под госзащитой (музыкальный марафон), и успели побыть rebel (шокофест 2015), выбирались на большие площадки (CSBR Fest 2015, два зала клуба «Театръ»), в остальное время комфортно тусуя в гараже. Из множества клубов, мы выбрали наиболее часто посещаемые нами. Начнём!
Mezzo Forte (CSBR гиги 2012-2014, существует по сей день).
Клуб, не совсем подходящий для сурового музла, адекватно справлялся с лайнапом тех времен. Не самое привлекательное расположение компенсировалось приятным звуком, большим залом, высоким потолком, наличием проектора и вменяемым светом. Да и условия на воскресенье были божескими для такой площадки. И все у CSBR шло хорошо в этом клубе, пока однажды мы не провели два подряд убыточных для заведения гига в конце мая. Так автор впервые столкнулся с реалиями хозяинов клубов. До этого в расчет брались только положительные аспекты — прибыль, а про геморрой и расходы — как-то не думалось.
Gig House (CSBR гиги осенью 2012 года, закрылся в декабре 2012).
Первый андерграундный клуб на 140 м², который был построен усилиями Тимофея ака «Рубака» и CSBR. DIY на 100%, совсем противоположная сторона клубам в то время: ни столиков, ни мерзкого обслуживающего персонала, все в теме, Ад и Израиль. Много причин скоропостижного закрытия заведения: полная юр-серость, гиги с нежелательными последствиями (вызов полиции на драки), местонахождение в неблагоприятной зоне (Ул. Правды). Ни один арендодатель не хочет лишнего внимания правопорядка, поэтому такие места быстро закрываются, если у них нет серьезных друзей. У нас не было. Зато появилось понимание и опыт, что значит иметь свой андерграундный клуб.
«Среда обитания» (CSBR гиги 2012-2013, не функционирует с 2013). Золотая, доклешневская эпоха. Уютное двухэтажное заведение в одной минуте от м.Таганская, оформленное под бар южных штатов. Знакомство с хозяином заведения именно на теме CSA и позволило получить такой «баф» — халявный вход и пятница, а средство дохода — вознаграждения от бара. Там мы провели два сезона отборочных гигов к «Королю Гига», и там же впервые появился образ упоротого краба. Как и всё хорошее, СО тоже устала и вначале отказалась от концертного формата, а затем и растворилась вовсе.
Blur Cafe (CSBR гиги 2013-2014, после нескольких смен названий не работает с 2016). Это место два огромных плюса: лайтовые условия для организаторов и близкое нахождение от м. Таганка (3 минуты). На этом плюсы заканчивались, но это не мешало проводить там гиги различных темматик: от супер тяжелых и медленных до лайтовых и ночных вечеринок. Практически каждые выходные в осенний-зимний сезон 2013 года в «блёре» можно было наткнуться на CSBR gig. Только афиши и фотографии позволяют поднять воспоминания о тех веселых временах...
«Шоколадная Фабрика» (CSBR гиги 2012-2015, закрылась после очередного переезда в 2016). Для многих ШФ была вторым домом. Большая локация, уютный дворик перед входом, несколько залов, приветливый стафф, адекватный звук — легко влюбиться и простить мелкие DIY огрехи. При желании, ШФ можно было прокачать привозным аппаратом и светом, и тогда площадка становилась топовым клубом до 300 человек. Пример — DESTROY THE HUMANITY CREW , когда электрическая сеть не выдержала всей мощи на выступлении EMT (в будущем электричество еще нанесет удар этому безумнейшему коллективу из Мск). Причина переезда на менее удачное место — здание решили наконец снести, а не реставрировать. После переезда клуба с ул. Рабочей CSBR больше не сотрудничало с ШФ, но в памяти остались только теплые воспоминания. На новом месте и с новым руководством клуб протянул еще год и попрощался с миром живых.
Glastonberry (CSBR гиги 2014-2015). Солидное заведение, в 7 минутах от м. Дубровки. Два зала, приятный персонал, достойный звук, адекватные условия, но чувствуются все признаким «сбитого лётчика» (об этом позже). Место не актуально среди прогрессивной молодежи, хоть и в общем балансе выдает «+».
«Театръ». Крепкая площадка с двумя залами. Один большой (до 800), второй маленький (до 100). До переезда в 2017 году находился между Курской и Бауманской, и там-то мы и провели свой первый большой CSBR Fest 2015, на два зала, с топовой картинкой, звуком и пост-контентом. До сих пор в таких масштабах нам еще не удавалось столь успешно претворять в жизнь свои идеи.
«Шаги». В апреле 2019 открылся в новом месте, до этого был на заводской территории, где до этого находился «Актовый Зал», в котором прошел исторический для отечественной стоунер/психодел сцены RedBurn 2011. Смешанные чувства о площадке: с одной стороны большая сцена, проектор, свет, дым машина, а с другой — отсутствие кухни, не самое удобное расположение.
Моdel T (CSBR гиги 2016 — 2018, закрывается 30 апреля 2019). Ещё до официального открытия, летом 2016 года, CSBR наведывалась на Ямскую вспомнить с Кэмом дела прошлого (гиг DTH 2014/15/16 года, LNT 2013) и забить несколько дат для своих целей. Первым концертом была презентация ЕП «Вой» группы «Четыре Мужика» (догадайтесь, тоже RIP) 2 декабря 2016. Но не все знают, что 1 декабря в Модел Т прошел первый большой концерт с участием Pyraweed, Ил, при теневом участии автора. Концерт должен был состояться в ШФ, но та объявила о своем закрытии. Организаторы хотели перенести гиг в «Клешню», но дело разрулилось удачно для всех. Организаторы получили большую площадку, команды сыграли на мощнецком звуке, клуб имел прибыльный вечер, а CSBR… просто сделали хорошее дело. А еще нужно было точно удостовериться, что весь бэклайн будет в клубе 2 декабря, ведь было еще неясно, за суперлайтовые условия имеет ли орг местный аппарат или везет свой? А уж если гиг прошел 1 декабря и никто не увез аппарат, вряд ли его будут увозить перед гигом 2 декабря. Вопрос с аппаратом в итоге решился только на начало 2017 года, но и халявные условия сменились адекватной арендой. В любом случае, нам так понравилось заведение, что мы решили еще в том же 2016 году забить три дня подряд в ноябре под CSBR fest 2017 (в итоге от третьего дня пришлось отказаться). До ноября 2019 года клуб не дотянул, но за время существования это была любимая многими площадка: начиная от угарных «около» до топового звука на сцене и в зале. Model T был не без изъянов — покажите мне, где их нет (сука!)?
Китайский лётчик Джао Да (CSBR гиги с 2016 по сегодняшний). Старейший в нашем списке. По балансу плюсов и минусов — это безусловный топ: расположение, оформление, дружелюбный стафф, звук, условия для надежных оргов, кухня и бар. Множество локаций внутри, что позволяет не уставать, находясь в самом клубе.
Как менялась индустрия с 2011 до сегодняшнего дня?
В 2011 году еще были распространены концерты за выкуп: сторонние организаторы или представители клубов предлагали молодым командам сыграть за выкуп 10-20 билетов. Таких команд набиралось 4-6, и вот клуб и организатор получали свои кэш-флоу, а команды возможность выступить. CSBR так никогда не работала и только однажды, в 2015 году, для CSBR Fest, команды совместно скинулись для депозита на аренду клуба. Больше мы никогда не брали у музыкантов деньги за концерты. Нас всегда влекло развитие индустрии, а индустрия должна работать на музыканта, а не за счет него. Поэтому мы всегда старались что-то принести в индустрию: если не гонорары, то полезный контент, который бы послужил всем участникам.
Так вот, до 2015 года была эпоха «Организаторов», команды сами редко делали себе концерты, степень «прошаренности» низкая, хотя небольших площадок было больше чем сейчас. Рынок был «поделен» между несколькими оргами, и все существовали довольно мирно. Потихоньку технологи пошли в массы и «орги», как класс, начали исчезать: кто-то занялся крупными привозами, кто-то стал арт-директором, а кто-то нашел «нормальную» работу. Музыканты теперь сами делали себе концерты. Количество гигов выросло в разы, про качество сами можете додумать. А затем наступила волна закрытий заведений, тиски стали сжиматься, пришла «новая русская волна», клубы перешли на аренду для организаторов без позитивных историй.
Была еще другая статистика. Как клуб открывался, он впускал к себе много команд, со свободным входом, в том числе и из околостоунер тусовки. Но спустя пару месяцев было ясно, у какого музла есть реальная аудитория, а у какого только красивый контент — лавочки прикрывались.
С накоплением опыта у CSBR складывается такая картина в жизни клуба:
1. Открытие. Еще не все гладко, но народ валит на новое место, организаторы бронируют даты аккуратно.
2. Развитие. Улучшения в клубе происходят регулярно. Звук, интерьер, бар — все становится привлекательнее для всех участников индустрии: промоутеров, артистов, посетителей.
3. Рассвет. Клуб в максимальной форме: звук, интерьер, свет, персонал, упоминания в СМИ, громкие имена на афишах, забитый график. Все довольны и счастливы. Теперь можно начать зарабатывать.
4. Доение коровы. Всё еще в хорошем состоянии, но начинается экономия на мелочах, оптимизация процесса, повышение аренды, условия по бару.
5. Сбитый лётчик. На клуб уже наплевать его владельцу, он тупо устал от постоянной борьбы за отбитие аренды и разруливание всякого мелкого пи$деца. Крутой персонал сменился посредственностью, в некоторых местах требуется ремонт. Но мероприятия проходят с прежней регулярностью.
6. Закат. Клуб потерял интерес для владельца и аудитории. Мероприятия убыточные. Заведение закрывается или переезжает. Под новой или прежней вывеской.
И есть еще одна теория о клубной индустрии, которая звучит так:
держать свой рок-клуб по-любому убыточно.
За счет чего существует клуб? Если не брать бешеный энтузиазм владельца и команды, то за счет серой экономии: нет официальной регистрации, нет налоговых выплат, нет лицензий на крепач, нет своего аппарата, стафф получает маленькую ЗП, аренда предоставляется по максимально лайтовым условиям.
Еще одна дикая теория:
клуб — это ширма для отмыва серых денег.
Немного хлопотная, но на бумаге можно легко написать, что выданы огромные гонорары, реализованы тонны разливного и уплачена гигантская аренда.
Собравь весь крабовый опыт в едино, мы оглашаем три пункта, успешного оффициального выживания рок-клуба:
1. Помещение в собственности.
2. Бизнес-ланчи. Хорошая кухня и её эффективный загруз будет компенсировать расходы на клубную составляющую.
3. Хорошее соседство. Ни одну честную горожанку не будут беспокоить громкие звуки и вызывающие крики посетителей, когда она будет у себя дома заниматься своими делами. Поблизости не будет опасных мест, к которым могут захаживать стражи порядка. Клуб и ближайшие территории являются под покровительством.
Как вы поняли, «Хорошее соседство» рекомендуется иметь всем клубным площадкам.
«К тебе не приедет полиция, если её не вызовут»
Обладали этими пунктами Model-T «Свобода» или другие закрывшиеся клубы? Сомневаюсь. Какие из ныне существующих площадок обладают ими? Думаю, прочитавшему до этих строк есть над чем задуматься и поделиться с нами мыслями в комментариях. На истину не претендуем, ведь истину человеку не познать.(?) А пока мы хотим пожелать всем участникам концертной индустрии, кто еще остается in this — продолжать бороться, а посетителям — не будьте douchebag!
Comments