Автор интервью: Семён Смирнов.
Музыкальный андеграунд — явление в изрядной степени автономное. Нет, речь не о том, что кто-то очерчивает себе строгие рамки жанра и аудитории, скорее о том, что формат «музыканты для музыкантов» способствует мощнейшему угару и чаду кутежа даже в самых маленьких барах и клубах. Естественно, что в таких условиях большинство коллективов знают друг друга давно и не только «на слух», но и по предыдущим совместным проектам — это привычно в любой тусовке, будь то в Нижнем Новгороде или в Палм-Дезерт.
Тем не менее, иногда появляются такие группы, как devilgrass, и вскоре выясняется, что после целого года их выступлений про них известно куда меньше, чем многим хочется знать... Но не все готовы к отвязным гонзо-откровениям! И поэтому когда мне предложили задать ребятам несколько более классических вопросов, я с радостью согласился и пересёкся с грувовой троицей после их выступления на третьей части «Дрожь земли», 24 мая, в логове CSBR.
Состав группы devilgrass: Эдуард — бас/вокал, Андрей — гитара, Александр — ударные.
Мне предложили сделать интервью с вами, и это показалось хорошей идеей, ведь вы за год дали предостаточно очень мощных гигов. Мало кто из андеграундных групп на моей памяти вот так сильно стартует всего за год. Достаточно вспомнить «Силу Риффа», на которой ваших футболок было больше других групп.
Андрей: Штук шесть или семь. Я считал.
Кроме того, про вас мало что известно. Вы, если верно помню, говорили, что лет шесть играете вместе?
Андрей: С пятнадцатого. Я уже где-то рассказывал про это.
Получается, четыре? И только год из них на публику в составе Devilgrass.
Андрей: Ну да, так.
В связи с этим куча вопросов. Лично мне всегда интересно, откуда у жанров и музыки вообще растут ноги? Поэтому первый вопрос: Down или Pantera?
Эдик: Каждый по очереди? Pantera.
Андрей: Тоже Pantera.
Александр: Аналогично.
Motorhead или Hawkwind?
Александр: Motorhead
Эдик: Назови хоть одну песню Hawkwind сначала!
Андрей: Не могу назвать, но слушать нравится.
Left Lane Cruiser или Stoner Train?
Эдик: Вопросы с подвохом пошли! Stoner Train.
Андрей: Ну да. Потому что…
Эдик: Потому что почему бы и нет?
Андрей: Потому что двести человек. По слухам... Это солидно (прим. — вспоминаем выступление Stoner Train и Brandband в Клешне 05.03.2016, которое посетило более двухсот человек суммарно).
Эдик: Понятно к чему стремиться.
Панк или джаз?
Андрей: Ха!
Эдик: Джаз.
Андрей: Потому что не те ноты...
Эдик: Ну, вообще и то, и то.
Александр: Блин, сложно. Но да, я тоже и за то, и за то.
Эдик: А я люблю всё.
Андрей: А я скажу — панк! Я панк, и не буду их слушать и скажу — панк. Но не весь. Далеко не весь.
Рахманинов или Достоевский?
Эдик (удивлённо): Кхм-хм-хм! Это куда-то мы от музыки ушли, да?
Андрей: Рахманинов… Это который «пианино вторая» — это он? Значит, Рахманинов. Достоевский в школе обидел.
Александр: Рахманинов.
Эдик: Не, Достоевский, сорян.
Так, а если без шуток: есть ли ещё какие-то другие неочевидные вдохновители, которых не заметно за вашими риффами?
Эдик: На самом деле мы много всего слушаем, иногда у нас вливаются и какие-то вещи от блэка, иногда из джаза мы что-то импровизируем. Мы пока в музыку не особо достали это, но оно у нас всё время крутится. Поэтому слушаем мы всё и никак себя не ограничиваем.
Андрей: Я могу прямо сказать: Converge, Terror, Sleep.
Эдик: Человек-конкретика!
Андрей: Японская группа toe, которую никто не знает. Загуглите, загуглите — toe!
Андрей: Так, что у нас там дальше на следующем альбоме по песням? Rosetta, Terror я уже говорил, Conan — ну это стоунер, это не считается... Чё там ещё, в конце эта хреновина? Короче, хардкор я люблю! Я люблю хардкор с русскими текстами! Я до сих пор это делаю… Alcest из постблэка зефирного. Я люблю Кровосток. Это очень повлияло на мои тексты — в будущем, которые ещё не выпустили, но вы узнаете. Вертушку Газманова, пожалуй, тоже, спасибо Шуваеву. Чё там ещё? Сейчас вспомню. Ну, Ом — эт стонер.
Эдик: Кстати, Ом, да.
Андрей: Чё ещё? Чё ещё из постблэка слушали?
Эдик: Вот это (показывает на надпись Deafheaven на футболке).
Андрей: Не, эт не моё.
Эдик: Это моё. Достаточно.
Насколько помню, ваш ЕР записан на DTH?
Андрей: Да-а-а!
Что интереснее: где репаете? И что ещё интереснее: насколько часто?
Эдик: Репаем каждую неделю на High Gain, иногда несколько раз в неделю
Андрей: В экстренных случаях — два.
Эдик: На этой неделе, например, будет две репетиции. Перед концертами мы усиливаемся, а так раз в неделю.
Андрей: По будням выступать непривычно, потому что репаем в выходной.
А что с гигами? Вас устраивает гиговое расписание или хотелось бы чаще?
Андрей: Мне хотелось бы всегда, ха! Ну, расписание этого года мне нравится больше, чем прошлого, когда было раз в три месяца. Но я готов ещё.
Эдик: Мне тоже нравится. У нас в этом году получается почти каждый месяц, так что как раз только очухиваешься, и опять...
Андрей: Это потому что мы в марте начали.
То есть планы уже прям на год есть?
Андрей: Нет, ха. Есть желание на год. Хочется летом поездить. По областям. Но кто-то не хочет в лес...
Эдик: Да, в лес не очень...
Александр: Да и необязательно фесты, в клубах прикольно поиграть.
А ломовейшая «Сила Риффа», я так понимаю, была вашим первым фестом?
Эдик: Такого масштаба — да.
Андрей: Первый, где больше трёх групп.
Эдик: Ну и вообще, да. «Король гига» ещё.
Андрей: «Король гига» — это отдельное событие.
В целом, брать дальше курс на подобные фесты — пускай не open air — как вам такая затея?
Андрей: Кто это читает: ЗОВИТЕ НАС везде. Везде нас зовите! Если позовёте в лес, я Эдуарда попробую убедить. Это же записывается?)
Если рассматривать те же фесты, с кем бы хотелось сыграть на одной сцене?
Эдик: Мне хочется ещё раз с Casamatta сыграть... потому что это был наш первый концерт, это было для меня не то чтобы очень осознанно, а теперь я действительно готов к этому. Давно я не слышал их вживую.
Андрей: Они все милаши.
Эдик: И с CSBR Experience мне бы было интересно выступить.
Александр: А как же Извне?
Эдик: С Извне мы два раза играли, да.
Андрей: Извне, если вы это читаете, ищите басиста и давайте уже осенью ещё раз. Какого чёрта?
А разогревать кого-нибудь из крупных?
Андрей: Всех. Зовите!
Эдик: Было бы забавно разогреть «Цыганов». Это просто так я сказал… Они любят приколы, один конкретный их участник любит приколы, вот. Но вообще — любых, всех. TSYGUN, Камни, Джуна.
Андрей: Нам нравится выступать. Это примерно лучшее, что у нас есть.
Эдик: Джуна... Мне вот прям было бы очень приятно Джуну разогревать.
А если взять чуть амбициознее? Как, например, на Orange Goblin были Soileater.
Андрей: Я не знаю, кто там был ещё, потому что мы, блин, укатили в Жуковский вместо Orange Goblin. А вместо Earthless мы укатили в Ярославль. Какого чёрта? Но нам понравилось.
Кем можно продолжить эту тройку или пятёрку: Earthless, Orange Goblin...
Эдик: Не, не… Зачем? Лучше туда не соваться.
Андрей: Ну типа Sleep, Ом.
Эдик: Мне нравится мыслить нестандартно, так что интересно было бы разогреть...
Андрей: Deathspell Omega, Infant Annihilator.
Эдик: Хм, ну почти, почти...что-нибудь такое, знаешь — Megadeth, например.
А если не разогревать, а самому туда ехать? Вообще были мечты на тему? Видите ли себя турящими по Европе или Америке?
Эдик: Мы с Андреем на самом деле пять лет подряд катались по фестивалям европейским. В основном на Хеллфест и, понятное дело, зародилась мечта там выступить.
Андрей: Но там только Аркона.
Эдик: Именно, из русских групп мы там только узнавали Аркону и иногда… ещё какая-то была — забыл. Симфоблэк.
Андрей: Надо, конечно, по-русски петь.
У меня знакомые фолкеры Gjeldrune гоняли во Францию на Рагнарёк, вроде в ноль выходить удавалось.
Андрей: Фолк там вообще обожают. Не стоунерфолк.
Эдик: Напишем, короче, песню про берёзки — и погнали.
Можно сказать, что сейчас в массовой культуре эпоха личностей, а не брендов. Как бы вы могли охарактеризовать друг друга, вашу личную харизму с плюсами и минусами?
Эдик: Сложно! Это пока самый сложный вопрос из всех. Короче, вот Андрей — он чё хочет, то и делает. Типа он хочет без футболки играть — его вообще не парит, он снимает футболку и играет без футболки.
Андрей: Хочу играть пост-рок — играю пост-рок.
Эдик: Вот хочет — и делает. А Саша… Он просто хочет играть.
Андрей: Что угодно играть. И ему пофиг на остальное… да.
Эдик: И главное, что Саша за движ.
Андрей: Эдуард ходит к преподу. По вокалу. И это очень... хорошо!
Александр: И не ходит к преподу по басу!
Так, и что из этого плюс, а что минус?
Эдик: Ну очевидно это и плюс и минус.
Андрей: Что? Не было минусов. Какие минусы? У нас только в интро минус.
Продолжая тему массовой культуры: музыканту, на ваш взгляд, вообще стоит учитывать самые актуальные темы? Или хайп — это дешёвый трюк, который музыканту стоит игнорировать?
Андрей: Прозвучит банально, но надо делать то, что нравится. Иначе ты перестанешь это делать. Всё.
Эдик: Смотря что музыкант хочет. Если музыкант хочет зарабатывать деньги, то да, ему, естественно, не всё будет нравиться...
Андрей: Но заработок денег ему будет нравиться!
Эдик: Да-да-да, не факт, что ему это будет нравиться, не факт, что ему своя группа будет нравиться, не факт, что будет нравиться музыка, которую ему придётся слушать, но ему придётся слушать всё. А если музыкант хочет играть для себя и получать кайф от этого, то что?
Александр: Делай, что хочешь.
То есть необходимость ловить хайп — это граница между андеграундом и мейнстримом?
Эдик: Нет границы на самом деле. Эта граница — она такая, эфемерная. Вот сколько людей ходит на твои концерты — там она и существует.
Андрей: У нас тоже маленький-маленький хайп бывает — вот было же семь человек в наших футболках на фесте!
Эдик: Или вот Tsygun — они андеграунд или хайп? Да хер поймёт там. А Sonic Death когда-то были андеграундом. А сейчас не похоже на это.
Александр: Более контрастный пример, который пришёл в голову — это Korn, которые выпустили в итоге какой-то альбом, где они начали что-то такое пополам с дабстепом мочить. Мне кажется, нахер такой хайп вообще.
Андрей: Они не попали… Но, скорее всего, им это просто нравилось.
Александр: Вероятно, вероятно. Я надеюсь, что они не просто так это сделали.
Эдик: А вот Слееру, кстати, не понравилось, когда они хайпанули и нью-метала немножко зафигачили.
Андрей: А нам понравилось, потому что мы из 90-х. Слеером мы пока не вдохновлялись.
Эдик: Мне, правда, понравилось, так что везде всё сложно.
А как бы вы оценили крабовую движуху и вклад CSBR-команды в целом в музыку?
Андрей: Это... Волшебно! Одним словом.
Эдик: Давайте честно: если бы не было CSBR — непонятно, что бы сейчас с нами было, где бы мы сейчас были, смогли бы мы хоть что-нибудь... Смогли бы, но я сомневаюсь, что мы были бы там, где мы сейчас.
Андрей: Смогли бы. Но это заняло бы крайне долгое время.
Эдик: Как-то стрёмно говорить слово «успех»... Оно проклятое (смеются).
Андрей: В Успех нас бы не пустили. Мы пробовали. Не ответили.
Александр: Короче, крутая тема, что движа вообще полно. Я прямо вообще в восторге. И концерты, и джемы, и барабанные соревнования... Весь этот движ — это прям очень, очень круто!
Андрей: А у меня флэшбэки ко всяким историям, типа когда в Нью-Йорке какая-нибудь хардкор сцена зарождалась в гараже и потом что-то получилось. Вот это абсолютно то же самое.
Местный CBGB?
Андрей: Да, просто что-то зародилось и оно всё больше и больше. Это, во-первых, удивительно, во-вторых, волшебно. CSBR, не распадайтесь!
Эдик: Сегодня, когда отыграли, я опять забыл выразить глубочайший поклон всей команде CSBR. Вот, навёрстываю сейчас, devilgrass отвешивает огромный поклон.
Кроме этого уважаемого бара есть много других мест. Какие клубы вам запомнились, где вы играли? Какие из них вы закотировали?
Андрей: Грайндхаус! Их было не так уж много.
Эдик: Да, наверное, кроме Клешни Грайндхаус мне больше всего запомнился.
Андрей: Там больше всего понравилось, потому что это настолько, по-моему, новая вещь для города…
Жуковский, верно?
Александр: Да. Там лучшая шаурма, между прочим, которую я пробовал!
Андрей: Люди там крайне приятные. Персонал. И люди, которые приходят — тоже очень приятные. Очень занятно, что, по крайней мере на нас, было видно, насколько людям нравится, но они не понимают что делать, слушая тяжёлую музыку. И очень приятно, что их знакомят с этим… Слышал историю в «Ты слышал», собственно — Алик Южный рассказывал, как в какие-то года все панки ездили в Жуковский на фесты. Я надеюсь, что у Грайндхауса что-нибудь вроде того же получится — там уже была какая-то гриндуха дикая. Пусть они продолжают офигенно делать свои дела. По сути, то же самое, что CSBR делает, только с меньшими ресурсами и с меньшим количеством людей в городе (прим. — на момент публикации интервью GRINDHOUSE_48 уже переехал из Жуковского на… Угрешскую, расположившись по соседству с Клешнёй и расширив гаражную тусу).
Чтож, локация вносит свои коррективы. А Папин гараж?
Эдик: Вот я как раз собирался сказать! «Папин гараж» очень понравился. Это очень, так сказать, продвинутое место. То есть играть абсолютно комфортно, абсолютно интересно и всё очень толково сделано.
Андрей: Там звук один из лучших на сцене. Потому что там столько мониторов, их так отстраивают, что ты вообще всё слышишь.
Александр: Короче, надо туда ещё ехать. Ещё разочек, точно.
Эдик: «Папин Гараж» выглядит как нормальное такое состоявшееся заведение. Было приятно там поиграть, почувствовать себя прям серьёзными ребятами.
А что формирует ваше впечатление о конкретном заведении? После чего вы можете сказать: «Вот здесь нам понравилось, потому что... А здесь была ерунда, потому что...»?
Александр: Звук в первую очередь.
Андрей: У меня откровенной ерунды не было ещё, всё пока нравится. Короче, абсолютно лажовых мест ещё не было.
Александр: Миновало.
Эдик: Главное — звук, всё просто. Что ещё музыканту нужно?
Александр: Публика ещё. С плохим звуком сложновато. Если плохо себя слышно или плохо понятно, что вообще происходит...
Эдик: Как-то кажется, что публика больше от нас зависит?
Александр: И да, и нет. Мы же не можем выбирать, кто на концерт придёт...Иногда пободрее, иногда чуть менее… По-разному.
Андрей: Мне, в принципе, всегда хорошо. Но когда люди машут башкой передо мной, это придаёт много сил, и я играю лучше.
Не могу пересилить любопытство и избежать шаблонного вопроса: что насчёт нового материала? Так понимаю, он в процессе записи?
Эдик: На ¾ или ⅔ записан.
Александр: Я бы сказал, мы записали весь старый материал.
Андрей: Да, это больше даже старый концертный материал.
Александр: Записали практически всё, что мы играем. Сейчас как раз работаем над новым.
Андрей: Будет интересно. И не так, как было.
Александр: Скоро будет релиз.
Эдик: Песен будет больше, чем раньше. Но ещё, наверное, не полноценный альбом.
Андрей: ЕР со старым материалом. А потом и альбом будет — уже с новым материалом.
Может быть, немного странный вопрос: достаточно ли вам оказалось навыков и скиллов для всего того, что вы задумали?
Андрей: Абсолютно нет.
Эдик: Нет.
Андрей: Определённо. Ты не слышал, как я вторую песню играл? (Нервный стон). Ну зачем мы поставили её второй?!
Александр: Мне кажется, никогда не будет хватать навыков, чтобы полноценно выражать себя в музыке. Это годы. Десятилетия.
Эдик: Мне кажется, хватает кому-то.
Андрей: Если хватает, значит, застоялся. Хотя абсолютно не обязательно. У меня есть мечта, что однажды мы напишем альбом, где я смогу спустить гитару до колен, и там не будет ни одного соло и всё равно всё будет хорошо. Это далеко ещё — писать на одной струне хорошие вещи... Но однажды.
А в какую сторону ожидается миграция вашего жанра и тематики?
Андрей: Во все. Во все и сразу.
Эдик: Похоже, что нам не удастся нигде удержаться.
Андрей: Единственное чёткое направление — это то, что я больше не могу писать на английском. Теперь пишу на русском всё. Это примерно единственное точное направление. А по жанрам — во все стороны. Как я уже говорил — Converge, Terror… Sleep и Ом. Ещё пост-металл, ещё пост-блэк. Короче, послушал группу — понравилось, надо использовать.
Скажите что-нибудь напоследок для всех читателей CSBR, о чём я, возможно, не спросил.
Андрей: Спроси, когда мы распадёмся?
Ну нет! Я оптимист.
Андрей: Никогда!
Думаю, не я один на это искренне надеюсь. В любом случае, это было интересно, спасибо!
Comments