top of page
Фото автораАлександр Шуваев

CSBR FEST 2017 || CSBR отчет

Обновлено: 11 мар. 2019 г.


Спустя два года самый известный «крабовый» праздник вернулся в столицу. CSBR FEST, пройдя через длительную подготовку и произведя замены в составе, собрал великолепную восьмерку чумовых групп, подняв планку качества и громкости на новый уровень. Два дня первоклассного музыкального шоу в популярном клубе столичного андеграунда Model T напомнили о том, что крабов любят все, а крабы любят крутой саунд. Многие годы на московских землях процветают несколько влиятельных музыкальных домов. За высокими стенами цитадели Электрозавода куются лучшие работы DTH Studios, среди индустриальных пейзажей бывшего НИИ создают свой звук Pentagram House, а из гаражной коммуны на Дубровке уже не первый год раздается тягучий и ламповый эфир Clawbar, пристанища деятелей CSBR Studio. Именно здесь, в «Клешне», берёт своё начало CSBR FEST, собравший в ноябре 2017 года возможно лучший фестивальный состав осени.


Автор постера: Алексей Доупсмокер

Первый день феста пришелся на предпраздничную пятницу третьего ноября. Сухая и мягкая погода, столь несвойственная поздней осени, облегчает путь к клубу. Вскоре прохладная эстетика московских подворотен сменяется уютной атмосферой бара Model T, интерьер которого остался неизменным с Хэллоуина. Фигурки летучих мышей на стенах, декоративный гроб у входа и сопутствующие украшения по всему помещению добавляют ощущения старого доброго хоррора, что весьма удачно сочетается с предстоящим действием. Учитывая, что лайн-ап выверен до минуты, а расписание не подлежит изменению, терять времени на баре не приходится: группа MILLIONY LET уже готова открыть фест одним из треков со своего нового EP «The Throne». В полумраке зала разносится хрустящий винтажный рок - отличительная черта группы, музыку которой многие определяют как ретро-стоунер. «Раньше мы играли припанкованный рок-н-ролл, — отметил незадолго до выхода на сцену гитарист и вокалист группы Артём. Но затем мы решили играть немного другую музыку. И когда мы замутили самую первую репетицию в 2014 году, она по стечению обстоятельств проходила в Клешне. Мы рубанули там первые три-четыре трека, после чего непосредственно с Николаем Снежко спустились вниз, выпили по кружке пива и пообщались на тему того, что наша музыка и правда похожа на стоунер. Когда мы уже сводили свой мини-альбом, стало понятно — всё, что мы навешиваем, так или иначе основывается на каких-то ретро-бандах. Начиная с чуваков, которые играли в 70-х, типа тех самых Led Zeppelin и Black Sabbath и заканчивая нынешними группами, такими как Wolfmother, Kadavar или группой Witch. И мы поняли, что при сведении основываемся примерно на подобной музыке. А это винтаж». В каком-то смысле MILLIONY LET — это классика. Джаггер на футболке, Айомми в риффах, Блэкмор в гитарных пассажах. Группа улавливает волны олдскула и совершенствует их заводными танцевальными ритмами и качающими риффами. «Артем, что никогда не выйдет из моды в мире рок-н-ролла? — Бухло и телки, это точно». Ретро-стоунер, однозначно, тоже.

Начало положено, и самое время собравшимся в зале отправиться с бренной Земли в безжизненные уголки космоса. Там, где царит невесомость и теряется счет времени, лучшим саундтреком может стать «позитивный рок-н-ролльный дум» Without God. Группа, основанная в городе Королёве, часто именуемого «космической столицей» страны, лучше многих других представляет, как отправиться к звездам, не отходя от сцены. По мнению музыкантов это очень просто - «надо лишь слушать хорошую музыку. Музыка — ключ ко многим вещам, очень ко многим: к познанию, к осмыслению, к хорошему настроению, к пониманию... это просто надо найти. Можно вступить в угар, потанцевать. Движение в сочетании с музыкой добавляет очки к восприятию, так сказать». Люди в зале тоже это знали, неторопливое раскачивание песен Without God на протяжении всего сета сопровождалось ритмичной «тряской» перед сценой дюжины длинноволосых слушателей. Время от времени смертоносная соло-гитара как жало пронзала плотную ритм-секцию, и становилось совершенно очевидно, что приземление может быть весьма жестким, а полет сопровождаться слэмовой турбулентностью, но, если на следующий день после такого движа всё тело болит, значит, вы не зря пришли на фест. Особенно если при этом не пропустили мощнейшую дум-мантру на песню Pink Floyd «Wish You Were Here» — одного из двух сумасшедших каверов вечера.

После такого «тяжелого» погружения необходима передышка, тем более перед выступлением единственной русскоязычной группы первого дня CSBR FEST. Речь, конечно, о северных гостях — группе Имандра. Одного из них, гитариста и вокалиста группы Ивана, можно было застать на крыльце клуба за беседой об истоках философских посылов коллектива, переместившись на время к берегам живописного озера Имандра, что располагается за Полярным кругом, на северном склоне горного массива Мончетундра: «Эти красоты и озеро Имандра — это уже не просто фраза для меня того, который там вырос. Ведь когда ты там живешь, это как штаны, обычное дело. Но когда ты туда возвращаешься… когда теперь я возвращаюсь, конечно, голова всегда вверх, на эти горы, сопки Мончетундры. Позже я познакомился с угорскими обычаями, с их отношением к тундре, к тайге, и там мозг просто взрывается. Для них это всё так возвышено, это некие святилища, для тех древних людей, что сотни тысяч лет жили на этих территориях. И соответственно можно представить насколько глубокое название у озера Имандра, ему тысячи лет. И это всё не оставляет тебя, всегда остается с тобой. Так как Имандра — мой образ жизни, это всё становится некой космической магией, уже просто сказкой наяву. Какое послание мы хотим донести до слушателей? Мы избрали не самый легкий музыкальный путь и стараемся в песнях давать послание. Сосредоточься, расслабься. Потом, допустим, в форме альбома Земля. Мы писали его в парад планет малый, семь дней он длился, и мы на семь дней уехали под Петрозаводск. Там записали этот альбом. Взяли за основу Евангелие и создали Землю. Мы полностью вжились в это состояние творцов. Создали планету и потом её запустили на орбиту, и попросили всех вроде как расслабиться. А насчет послания, у меня есть стих на эту тему. Я хочу все наши выступления теперь им открывать. Это как раз послание:

 

И как сегодня обстоят дела? У нас, Пришельцев всевозможных Я! Закинуты ли ваши взгляды в небо, И быть ли мне счастливым человеком сегодня вечером? Вопрос всегда стоит ребром... Надеемся, и тем живем Та склонность к избавленью от страданий - Программа передач. Надеемся, и счастье обретем Готовы жить, признаемся все в том, Что безгранично смыслов песен пониманье, Что соткано мелодий полотно Мельчайшей нитью нервов и признаний. Откроемся. Сегодня нам доступно все».

 

Вскоре Имандра обрушила на зрителей ураган своей музыки, в которой порой густые, а порой до кровожадности резкие прогрессивные ходы переплетаются с меланхоличными и скользящими через каждое нервное окончание в теле мелодиями. Музыка может гипнотизировать, а может заставить двигаться. Этим и воспользовались музыканты, сыграв ближе к окончанию своего выступления кавер на трек «I Wanna Be Your Dog» группы The Stooges. С переводом на русский! И с новой дозой угара в зале. «Кто был на недавнем концерте Игги Попа? Прыгал он как мешок с говном, но выглядит до сих пор ахуенно! Игги один из спасителей нас всех, здесь собравшихся. Предлагаю бахнуть за него!» — неслось со сцены, пока прошедшие через слэм пытались перевести дух. Парни из Имандры оказались правы, это был «день магии», который многие из нас будут вспоминать всю жизнь.

Возможность закрыть первую половину фестиваля представилась группе Слетевшая Цепь, той самой, что стала победителем музыкального CSBR-конкурса «Король Гига», получив право на бесплатную запись альбома в стенах студии. Как не сложно догадаться, полноформатник получился таким же раскаленным, как ламповый усилок после ударного сета. На вопрос «Как выработать столь убийственный навык победителя?» коллектив достаточно четко ответил: «Взять девочку в состав. Талантливую девочку». А вокалистка группы Валентина скромно добавила: «Дело в том, что мы выиграли csbr-конкурс ровно после того, как познакомились с Артемом Трусевичем (прим. — фронтмен группы MILLIONY LET), он отвел меня в бар, и сказал: «Ты так прекрасна, давай мы с тобой выпьем по стаканчику виски», — напоил меня, и после этого мы выиграли. У каждой группы должен быть талисман, у нашей группы это Артем». В таком же раскрепощенном стиле отгремел сет Слетевшей цепи, хороший хардрок с классически сильным женским вокалом и без лишних заморочек позволяет каждому участнику группы полностью выкладываться на сцене, ни на минуту не снижая выбранный с самого начала энергичный темп выступления. Находясь в зале и попадая под действие этих отрывистых и кусачих риффов, можно ощутить себя несущемся на гребне волны, ну или на рампе со скейтом, что более реально в столичных условиях. Первый день феста завершается на драйве, разбивая оковы вечерней усталости и неплохо взбодрив публику в зале, а это лишь середина пути…

 

Утро следующего дня начинается не с кофе, а с ощущения легкой дезориентации, что говорит о профессиональной работе бармена в Model T, и чувства разгорающегося предвкушения от второй части CSBR FEST. Ближе к вечеру клуб снова оказался под завязку заполнен людьми, но теперь среди посетителей не было ни намека на растерянность, все отлично знали, что Краб продолжит «вонзать». И первыми в дело вступили «одержимые» представители тусовки, самая оккультная csbr-секта — группа Турбогроб. Успешно сочетать в музыке эксперимент и выверенные ходы - шах, добавить к этому соблазнительную идею и немного иронии — мат. Да и когда ещё выпадет возможность увидеть на одной сцене святого и темного пастыря, процесс экзорцизма и проповедь пагубной страсти? «Сатанизм — это есть такое мировоззрение, оно атеистическое в первую очередь, то есть сатанизм заявляет, что Бога нет, Дьявола нет, всё это сказки, просто символ. Мы решили продвигать здоровые идеи, это надо делать красиво. Каждое слово имеет под собой определенную силу. Когда в словах есть какая-то идея, музыка получается гораздо интереснее. А эксперименты в любой области - это часть прогресса. Без мутации не бывает эволюции, как говорит Сатана» — вот и рецепт музыкального зелья от группы Турбогроб.

Стоит отметить, что во второй день выступали только русскоязычные группы, но с точки зрения музыкальной составляющей все они придерживаются разных направлений. Среди них и Четыре Мужика — мастера по создания превосходных металических конструкций, много раз демонстрировавших свою профессиональную подкованность. Можно много и долго говорить об их музыке, но у парней всё равно получится гораздо лучше: «Правила хорошего хеви-метала? Смотри, гитара в терцию обязательно, иногда в квинту, и когда секвенции ебашишь, сначала сыграли в унисон, потом в терцию, а потом обратно в унисончик. И гитара в галоп что бы была. А барабаны прямые и сухие должны быть. И вокал, естественно, с надрывом. И будет хеви-метал». Отдельная тема — каверы группы, прочно вошедшие в их концертную программу. У Четырех мужиков есть четыре официально изданных в аудио- или видеоформате кавера на столь стилистически разноплановые группы, как Король и Шут, Nirvana и Iron Maiden, а также новенький трек на саббатовскую «Paranoid» с лирикой А.С. Пушкина (из стихотворения «Зимний вечер», если что). Гитарист группы Александр даёт простой ответ, как сделать четкий кавер: «Не пытайтесь повторить кавер, не пытайтесь повторить то, что сделали чуваки, сделайте так, как вы умеете это делать, либо как не умеете. Когда мы делали кавер на Nirvana, я вспомнил одно dvd Norma Jean, где Скотти сказал, что у него три любимых группы: это Nirvana, Pantera и Helmet. Я тогда не понимал, как этот чувак, играя музыку Norma Jean, может слушать такие группы. А потом, когда мы сделали кавер на песню «School» со своим звуком, я понял, что он просто взял и сыграл вот так, сыграл с их звуком, просто накрутил и сделал. И звук важен. Главное, что бы гитары хрустели, что бы они были очень злые, если гитары не злые, то не будет клево, яйца не будут сжиматься». В подкрепление своих слов коллектив выдает традиционно мощное шоу со злыми гитарами, жирным басом, резкой атакой и скупым мужским юмором.

Но время идет, и приближается час, которого многие ждали полтора дня, зрение и память не обманывают, народа в зале стало больше, частоколы из тел преграждают путь из глубины помещения к сцене, и уж точно становятся ощутимым препятствием, когда раздаётся рёв гитар Remote. «Нечистый» сладж из Калуги, прошедший путь от адских огней Пандемониума до самой промерзшей точки планеты Оймякона. Когда пламя и лёд сталкиваются, зарождается разрушительный саунд Remote и «неимоверный кач» в зале. По признанию музыкантов, «играющих с 2012 года и обслушавшихся в своё время Bongzilla», основными темами их творчества чаще всего становятся «внутренние переживания, саморазрушение, бухлишко и шлюхи… точнее суккубы». Медленная, но наиболее экстремальная программа добавила жира общему звучанию феста. К тому же это было последнее выступление вечера с живыми ударными и басом.

«Все эти музыкальные сцены — это игра в западные стандарты, по сути, здесь ничего не рождается, и эволюция местная не происходит, уже много лет все хватают западные образцы и реализуют их по-своему, в силу своих возможностей. А сейчас в Западной музыке взрослые, состоявшиеся группы уходят в какие-то дебри, они вообще не стесняются. Radiohead, например. Какими они были вначале и к чему пришли сейчас со всей этой электроникой. Просто надо стремиться к тому, что бы занять свою нишу. Когда занимаешь свою нишу, тебе становится очень комфортно. Если ты занял свою нишу, то тебе не надо быть в мейнстриме, не надо быть в андеграунде, ты будешь просто артистом» - поделился мнением Павел, вокалист группы Камни, в тот момент, когда в клубе ещё звучал мощный сладжевый замес. Уже очень скоро коллектив, представленный на этот раз всего двумя музыкантами, предложит посмотреть на своё творчество с другой стороны, весьма неожиданной для многих пришедших на хедлайнеров второго дня. Старые хиты обретут новую форму, привычный психоделический стоунер обратится в настоящий нью-вейв, место ударных и баса займут драм-машина и синтезаторы. Визуальные эффекты добавят немного ностальгической атмосферы, зрители в недоумении или же в оцепенении поддадутся седативным электронным раскатам, сквозь которые будут прорываться гитарные партии. Это единственный сет без слэма или танцев, но на волне ритмичного покачивания головой и максимального созерцания. Заключительная музыкальная партия феста могла подарить публике смешанные чувства, но не позволила равнодушию и скуке поселиться в сердцах и в памяти тех, кто остался до самой последней минуты этого празднества.

CSBR FEST 2017 поймал волну и без единого чекпоинта прошел все восемь уровней, завершив очередную фестивальную кампанию – долгий путь от берегов озера Имандра до заснеженных просторов Оймякона, от космического восприятия до земного удовольствия, узрев драйв и силу молодых команд и открыв новые грани опытных деятелей сцены. И главное, что в течение двух дней в клубе Model T звучали только лучшие образцы музыкального андеграунда. Результат феста достоин того, что бы повторить его и приумножить, а это значит, что продолжение следует. Crab Stoned But Rocking!


17 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Kommentit


шапка-2-лого.jpg
bottom of page