Третий эпизод фестиваля MAXIMUM ROCKNROLL поставил перед собой интересную задачу — объединить не поддающиеся объединению сцены и тусовки, собрать дюжину радикально отличающихся друг от друга команд и связать самые разные музыкальные вкусы в один клубок шестичасового шоу. Так что это был совсем не панк-фест для узкого круга зрителей. Кроме того, фестиваль впервые проходил зимой, и впервые в стенах клуба Город.
Как вам такой квест — пройти от мрачных трущоб краста и через пустынные дюны стоунера, что бы окунуться в бескрайнее море психодела, по дороге чуть не утонув в волнах сёрфа и вдоволь «пострадав» от скримо-атак. Немного неожиданный путь для фестиваля под эгидой старейшего панк-журнала MAXIMUM ROCKNROLL (MRR), что зародился в 80-х в Сан-Франциско. На самом деле ещё на первой части феста в 2015 году организаторы попытались раздвинуть рамки музыкального наполнения, но в этот раз границы были окончательно стерты, со всеми последующими грандиозными деталями или же неудачными моментами. Зимнюю версию перформанса перенесли в клуб Город (бывший клуб Театръ, хотя кроме названия мало что поменялось), а вместо двухдневного формата решено было избрать тактику выступления сразу в двух залах. По шесть групп на большую и малую сцены. Уникальный шанс получить весьма увлекательную смесь впечатлений и проблемы с таймингом. Начало было запланировано на четыре часа дня, но первая группа запоздала с открытием на 30-40 минут, что привело к единственному минусу вечера в виде пересечения выступлений групп в малом и большом залах и некоторому рассеиванию публики. И всё же вскоре ранний зимний закат запылал кроваво-красным светом, захватившим сцену с первым аккордом группы Electric Lords…
…космическое судно проносится сквозь верхние слои атмосферы, обшивка сгорает, навигация выходит из-под контроля. Корабль «Аполлон» в одно мгновение рухнул с небес, пробудив экипаж Electric Lords после долгого межзвездного стазиса. Мрачно гудящий праздник стоунера начался именно с четырех треков их нового мини-альбома в честь «космической тюрьмы, на которой узники обязаны тусоваться, пока они не умрут». Бесконечная тусовка на просторах вселенной, сконцентрированная в одном клубе. Вдохни и пропусти через себя. Примерно через двадцать минут лорды доберутся до своих старых и более рок-н-ролльных треков, кульминация прошла, некоторые зрители поспешили в малый зал, что бы успеть застать группу HYPNOTZAR! Или оказаться во временной петле, ведь только что звучали истории далекого космоса, а теперь мистические пассажи сёрферов переносят сознание то к горячим барханам Гизы, то к бурным потокам Тайги. Песочная ритм-секция и обжигающе холодный инструментал превратили научную фантастику в детективную историю. Похоже на «один из тех сценариев, когда что-то пошло не так». Стильная авантюра под очень крутой сёрф, подобный которому вы не услышите нигде, кроме как на гигах группы HYPNOTZAR.
«Нихрена себе, вот это мощь! Мне как будто рвут грудную клетку!» — воистину верный комментарий от кого-то из зала во время выступления Minaret на большой сцене. Идеально отстроенный звук безжалостно будит после гипнотического забвения. Рваные бронебойные риффы и просто выносящий вокал рикошетом сводит с ума нескольких пришедших «специально на Minaret» адептов, в одном из которых и вовсе просыпается демон. Это надо было видеть – конвульсии и нечеловеческий эмоциональный взрыв в сочетании с мигающей светотехникой привносят элемент саспенса и мимолетную мысль «я думал, такое бывает только в кино».
Наверное, когда людей настигает безумие, они слышат в голове подобную музыку. Обязательно к ознакомлению всем любителям эмо-вайленса и скримо, хотя кто в Москве ещё не знаком с группой Minaret и такими треками, как «Криминальная Россия» или «Повести о городе Грозном»? Они заслужили большего количества зрителей в зале, но и обделены явно не были. Крайне сложно тягаться с Minaret, когда играешь в малом зале, однако группа Ex-Dog предприняла попытку не уступить в драйве, а тем более взяла вверх в вопросе мелодичности.
Раскованный олдскульный панк-рок «по комиксам» с налетом инди и задорным чувством юмора — отличный способ разогреть фест до нужной температуры. «Я сочувствую всем тем, кто несмотря ни на что играет дерьмо» - закинул фразочку гитарист Антон Мегатрон. Но к группе Ex-Dog это не относится. Особенно с учетом того, что малый зал значительно уступал основной сцене по качеству и плотности звука, и коллективу пришлось брать в основном подачей и энергией. Кстати, с предфестовым интервью Ex-Dog можно ознакомиться, кликнув по этой ссылке.
И вновь возвращаемся к гипнозу. На основную сцену выходят Vice Versa. Те самые парни, что недавно записали клевый шаманский альбом из 70-х на целый час с лишним. Неудивительно, ведь в некоторой степени их «крестил» сам Игги Поп, когда в 2007 году ещё юный бас-гитарист Игорь Титов отправился на концерт рок-звезды, а по ходу дела забрался на сцену, спел «I Wanna Be Your Dog» перед черт знает сколькими тысячами людей и отшлепал Игги по заднице прямо на сцене, не забыв показать, как надо устраивать стэйдж-дайвинг. Но на фестивале в 2017-ом они были далеки от панк-рока и, кажется, побили рекорд по продолжительности песен, каждая из которых стала отдельным блюзовым путешествием. Музыка изящна, как танец гитариста, и чудна, как психотропные грёзы. На этом созерцательном фоне (да ещё с самым увлекательным барабанным соло вечера) можно и позабыть про существование второго зала. Тем временем на малой сцене «творила» группа Мразь.
Сложно что-то сказать насчет «духа протеста», но своеобразная актерская игра с тяжёлыми риффами, шумом, слэмом, плевками и разлитым пивом публике была гарантирована. Странный нойз, по праву вошедший как-то в список «Очень плохая музыка» от почивших FurFur. Нужно ли напоминать, что вокалистом группы является Максим Динкевич из Sadwave и собственно оргов этого феста? Кто не скачет, тот не мразь.
А дальше в ход пошли Камни. Если вы не были на их выступлениях последние полгода, то новая программа группы может с легкостью поменять ваше настроение… а вот в какую сторону — зависит только от музыкальных вкусов. Многие поддержали введение электронных мотивов в психоделический стоунер коллектива, но некоторым это пришлось не по нраву. В любом случае, мало у кого синтезатор теперь играет столь важную роль, а «классические» гитарные вещи трансформировались в краут-рок. Дух немецкой школы витает в воздухе, трансформация – путь к жизни. К тому же в отличие от выступления на ноябрьском CSBR FEST, у Камней появился ударник (точнее, ударница), а людей на выступлениях меньше не стало. Кстати, с предфестовым интервью группы Камни можно ознакомиться, кликнув по ссылке. Этот отрезок феста действительно можно назвать самым своеобразным, так как в малом зале четвертый сет выпал банде Joker James.
Идешь через напрочь прокуренные коридоры клуба (та самая легендарная курилка), позади во всю бьет звук синтезатора, а впереди раздается ритмичный речитатив. Joker James — это хип-хоп, играющий на поле русского рока. До рэпкора не дотягивает, но как всегда в таких случаях, на первом месте стоит ритм и лирика. И кавер на песню Егора Летова «Винтовка - это праздник»! Поменяем очередность. Следующими в малом зале выступила группа Резина, и правда неплохо растягивающая каждую песню в своём инструментальном сете. Прямолинейное гитарное напряжение с четкой, пульсирующей бас-гитарой. Без вокала выступление казалось более психоделическим, чем драйвовым. Похоже на взгляд в ночное небо среди заснеженной и обдуваемой всеми ветрами равнины, быть может, у кого-то музыка и правда вызвала мурашки по коже. «Круто играете, и это правда». Кстати, с предфестовым интервью группы Резина можно ознакомиться, кликнув по ссылке.
Но слушали большую часть сета Резины в основном любители легкой и спокойной музыки, остальные уже набились в большой зал в преддверии выхода на сцену «ветеранов отечественного краста и дибита», петербуржцев Distress.
Наконец, подтянулась основная панк-аудитория, а значит всё, что происходило до этого, можно назвать лишь томной прелюдией, сейчас она закончится и придет время заняться делом. Вряд ли нужно описывать, как звучит 90% краста, разве что можно в очередной раз отметить отменно выстроенный звук основной сцены, а вот действие в зале достойно внимания. Угар начался сразу. Слэм у сцены и битва за то, что бы отнять у вокалиста микрофон, переросли в широкие круги сёркл пита. Чувак расквасил себе руку о край сцены, его глубокая рана сочилась и изливала потоки крови, но он не вышел из игры, разбрызгивая часть себя самого на всех остальных. Другой бодро размахивая банкой пива, окропил всех собравшихся «святым» напитком. Такой кроваво-пивной коктейль был преподнесён группе Distress, и они совершенно точно его приняли, выдав скоростной и убойный сет! Среди краст-толпы появилась многим знакомая воительница, уже неплохо «осмелевшая», и, прорвавшись к музыкантам, забралась на сцену. Великолепный прыжок прямо лицом об пол, падение за падением в мокром от пива зале, но у панк-бойцов выносливость прокачана за счет десятков предыдущих гигов. Выступление на одном дыхании, как и должно было быть. И конечно, предфестовое интервью Distress по ссылке.
Но панк-отделение ещё не завершено. Хедлайнерами малого зала стали Choix во главе с раздобревшим Китом Флинтом. Вокалист The Prodigy тут ни при чем, только немного его образа и много драйва. К «танцам» у сцены подключился даже вокалист Distress, и та самая летучая воительница. На этот раз она продемонстрировала фокус с раздеванием и голым задом. На крики «покажи сиськи!» героиня последнего часа стоически ответила поднятой футболкой. Коньяк из горла, пиво, летящее над головами, и панк-рок в тесном, прокуренном помещении. Классика кайфа.
Закрывать фестиваль первоначально могли киевские эмо-гости Maloi, но в последний момент произошла замена, и на смену им в Москву приехали всегда востребованные петербуржцы Materic со своей более утяжеленной эмо-программой. Только афтепати началось раньше назначенного времени, уставшая и выжатая публика не без удовольствия, но уже с минимальным движением поддержала чуть ли не наиболее стильную с визуальной точки зрения группу этого вечера. На сцене они смотрелись превосходно, со всей отдачей и босыми танцами, со стеной плотного и непрерывного саунда и зазывающим голосом Сирены. Мягкое, как опускающийся на промерзшую землю снег, завершение фестиваля.
Кровь и пот, дюжина всеобъемлющих сетов, возвращение культовых групп, веселье и напрочь прокуренная одежда — всё за один день феста MAXIMUM ROCKNROLL PRESENTS: Winter Edition. Даже для московской сцены это была весьма смелая задумка, популяризация которой превосходит первоначальные ошибки, ведь как иногда поют в Питере, «на месте погибшего дерева вырастет лес».